Водоснабжение малых и средних городов: может ли муниципальная власть решить эту проблему самостоятельно или нужна помощь региональных и федеральных структур?
Уважаемые коллеги, в настоящее время участники сообщества "Муниципал" обсуждают вопрос:
Водоснабжение малых и средних городов: может ли муниципальная власть решить эту проблему самостоятельно или нужна помощь региональных и федеральных структур?
Портал «Муниципал» объединяет людей неравнодушных, верящих, что от их мнения зависит формирование отношения общества к ключевым вопросам современной жизни в России. А вопрос сохранения воды относится к числу таких проблем, которые уже не получится перенести на завтра.
В приложенных файлах содержатся примеры мнений и оценок по обсуждаемому вопросу.
Приглашаем Вас зарегистрироваться на портале, присоединиться к сообществу «Муниципал» и выразить свою точку зрения по обсуждаемой теме.
Все присланные комментарии войдут в консолидированный обзор мнений участников сообщества "Муниципал", а статьи будут размещены в электронном журнале «Местное устойчивое развитие» http://fsdejournal.ru
Модератором обсуждения по теме является профессор Веницианов Евгений Викторович, зав. лабораторией Института водных проблем РАН, член научного совета РАН по водным ресурсам.
Присылайте свои комментарии, оценки и предложения Веницианову Е.В. на адрес электронной почты acqua@fund-sd.ru
Материалы по тематике рационального управления водными ресурсами в целях устойчивого развития, в том числе на муниципальном уровне, можно найти на Интернет ресурсах других проектов Фонда "Устойчивое развитие" и партнеров http://acqua.municipal-sd.ru; www.eco-prof.ru; www.iwp.ru
Данная дискуссия проводится в рамках программы «Рациональное управление водными ресурсами для устойчивого развития», которая реализуется в РФ при поддержке Фонда Алкоа с 2011 г. и является частью трехлетней глобальной программы Фонда Алкоа «Инновационные партнерства для действенных решений». Партнеры программы - Фонд «Устойчивое развитие» (ФУР) и Институт Водных проблем РАН РФ (ИВП), преподаватели и студенты факультета Государственного управления МГУ /Москва/ - и Учебный центр экологии и безопасности жизнедеятельности (УЦЭиБЖ), преподаватели и студенты кафедры промышленной экологии Самарского Государственного Технологического Университета (СамГТУ) /Самара/.
Ответы эксперта Е.В. Веницианова на вопросы участников сообщества Муниципал >>>
nike flex contact boys shoes gray - Nike Air Force 1 Shadow Cashmere/Pale Coral - Pure Violet CI0919 - 700 | Adidas girls adidas baseline rose gold boots for women V2 'Citrin Non-Reflective' — Ietp
- Комментировать (войти)
Комментарии
Управление водными проблемами на муниципальном уровне
Исходная ситуация. Факторы, которые реально препятствуют решению водных проблем малых городов России:
Веницианов Евгений Викторович
Власть может решить проблему
Власть может решить проблему локального водоснабжения, но ей нужна помощь, иногда в виде ресурсов (оборудование, специалисты) ну и конечно же помощь в виде контроля, что бы в случае чего федеральная власть могла дать по шапке, если ничего не делается.
ИМХО.
Хотя, как показывает практика, рука руку моет. После Крымска кого-нибудь посадили из больших чиновников?!
Будем верить в лучшее и готовиться к худшему...
Подмосковье
В Подмосковье официально проживает чуть менее 7 млн. человек. По численности область занимает второе место после Москвы среди регионов России. Помимо основных вопросов, связанных с экономикой и экологией региона, проблемами транспортного сообщения и продовольственного обеспечения особые требования здесь предъявляются к организации водоснабжения и водоотведения.
Работа ведётся по специальной программе
В рамках программы правительства Московской области «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Московской области на период 2006—2010 годы» израсходовано 850,6 млн. руб. собственных
средств на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов и сетей коммунальной сферы, на энергосберегающие мероприятия.
На 75 объектах были внедрены современные энергосберегающие технологии (установки плавного пуска электродвигателей глубинных насосов, тиристорные устройства на асинхронных двигателях центробежных насосов второго подъёма, установки по обезжелезиванию и обеззараживанию питьевой воды, трубопроводы из полиэтилена и другие). Всего на данные цели направлено 24,64 млн. руб., что дало экономический эффект в размере 194,0 млн. руб.
На установку приборов учёта холодной воды на водозаборных скважинах, насосных станциях второго подъёма и жилищном фонде (общедомовые водомерные узлы) было направлено 56,5 млн. руб.
подробнее >>>
Очистные сооружения в городе Подольск. Возможные пути решения
Здравствуйте! Я жительница города Подольск Московской области. На сегодняшний день мы имеем следующие показатели по области:
Пропуск сточных вод через систему водоотведения Московской области составляет около 2,6 млн. м3/сутки, из которых около 2,0 млн. м3/сутки сбрасывается на очистные сооружения области, и около 600 тыс. м3/сутки - на очистные сооружения г. Москвы.
Всего в области эксплуатируется 1410 канализационных насосных станций, 637 комплексов очистных сооружений, из них 78 комплексов расположены в городах и крупных поселках Московской области, в том числе:
Щелковские межрайонные очистные сооружения мощностью 320 млн.м3/сутки (объект собственности Московской области);
Очистные сооружения г. Орехово-Зуево (межрайонные) мощностью 160 млн.м3/сутки;
Очистные сооружения г. Павловский Посад (межрайонные) мощностью 150 млн.м3/сутки;
Очистные сооружения г. Подольска мощностью 130 млн.м3/сутки (через 1,5 года планируется увеличение мощности до 150 млн.м3/сутки.
Протяженность всех канализационных сетей составляет 12800 км, в том числе 30 км межрайонный канализационный коллектор «Егорьевск-Воскресенск». Износ основных фондов объектов коммунального водоотведения составляет почти 61%. Сверхнормативный износ имеет 24% канализационных сетей. С перегрузкой, т.е. с превышением проектной производительности почти на 100 млн.м3/сутки. работают 17 крупных канализационных комплексов. До 43% сточных вод, прежде всего от очистных сооружений сельских поселений, сбрасываются в водные объекты без надлежащей очистки.
Большинство сооружений построено более 30 - 40 лет тому назад и используют технологию биологической очистки сточных вод. Физический износ оборудования на таких сооружениях составляет около 60%. Принятые технологические схемы очистки сточных вод в настоящее время морально устарели. Данные очистные сооружения не обеспечивают современных норм очистки стоков, прежде всего по соединениям азота и фосфора, и не выдерживают требований по сбросам в водные объекты культурно-бытового назначения и поэтапного достижения нормативов, установленных для водных объектов рыбохозяйственного назначения.
Щелковские межрайонные очистные сооружения мощностью 320 млн.м3/сутки (объект собственности Московской области);
Очистные сооружения г. Орехово-Зуево (межрайонные) мощностью 160 млн.м3/сутки;
Очистные сооружения г. Павловский Посад (межрайонные) мощностью 150 млн.м3/сутки;
Очистные сооружения г. Подольска мощностью 130 млн.м3/сутки (через 1,5 года планируется увеличение мощности до 150 млн.м3/сутки.
Протяженность всех канализационных сетей составляет 12800 км, в том числе 30 км межрайонный канализационный коллектор «Егорьевск-Воскресенск». Износ основных фондов объектов коммунального водоотведения составляет почти 61%. Сверхнормативный износ имеет 24% канализационных сетей. С перегрузкой, т.е. с превышением проектной производительности почти на 100 млн.м3/сутки. работают 17 крупных канализационных комплексов. До 43% сточных вод, прежде всего от очистных сооружений сельских поселений, сбрасываются в водные объекты без надлежащей очистки.
Большинство сооружений построено более 30 - 40 лет тому назад и используют технологию биологической очистки сточных вод. Физический износ оборудования на таких сооружениях составляет около 60%. Принятые технологические схемы очистки сточных вод в настоящее время морально устарели. Данные очистные сооружения не обеспечивают современных норм очистки стоков, прежде всего по соединениям азота и фосфора, и не выдерживают требований по сбросам в водные объекты культурно-бытового назначения и поэтапного достижения нормативов, установленных для водных объектов рыбохозяйственного назначения.К сожалению муниципальных средств г.Подольск и средств из областного бюджета на модернизацию очистных сооружений , нет в следствии чего улучшить состояние системы водоснабжения не представляется возможным. Возможно ли повлиять на данную ситуацию, и каким образом? Возможно ли привлечение средств Федерального бюджета?
Ольга Мазурова.
Очень больная для меня тема
А.Михайлов
предприниматель г. Камешково, Владимирская область.
ЗАО Камешковоэнергосервис
1) Очень больная для меня тема, по просьбе администрации г.Камешково (Владимирская обл.) занимался водоснабжением города с августа по декабрь. За этот период понял одно, муниципальным властям невыгодно решать проблемы населения в водоснабжении и водоотведении по следующим причинам:
1. Нечего будет обещать на выборах.
2. Придется объяснять жителям почему вода дорого стоит, а таких меров на десяток – один (в малых городах в исполнительной власти учителя, врачи, редакторы газет – люди то хорошие, но специалисты –никакие).
3. Тарифы – метод политического кнута и пряника, к ценообразованию не имеет никакого отношения.
4. Разрыв отношений с властью города было спровоцировано тем, что моя фирма предложила улучшить качество воды за 4,5 млн. руб и самой построить новый водозабор с арт. скважин, предложение администрации 80 млн.руб и строят те фирмы которые у них выиграют конкурс. (выводы делайте сами)
Решение данной проблемы я считаю в полной приватизации систем водоснабжении, переход на договорные цены, и введение мер социальной поддержки для малоимущего населения, также первые лет 5-10 введение льгот по налогу на прибыль если средства направляются на реконструкцию и модернизацию, в случае направления средств на выплаты дивидендов вводить дифференцированную шкалу + система грандов и льготная целевая кредитная политика со стороны федерации. Крика будет много, особенно со стороны чиновников от муниципалитета, ведь придется вспомнить о дорогах, освещении улиц, чистоте на кладбищах, пешеходных дорожках, озеленении, детских площадках, а если человеку в туалете на 5-ом этаже смывать нечем он об другом и не думает.
Затронута актуальная тема водоснабжения малых городов
Владимир Викторович Славгородский
1)Затронута актуальная тема водоснабжения малых городов. г.п. Ульяновка - численность по данным последней переписи населения 12 027 человек.
Фактически постоянно проживает около 15000 человек, в летний период увеличивается в два раза. Водоснабжение и водоотведение было построено в 70- 80 годах. На сегодняшний день износ 70% сетей водоснабжения приближается к критической отметке. Очистных сооружений для питьевой воды нет, вода низкого качества. Для реконструкции всей системы водоснабжения и водоотведения нужны большие финансовые вложения( около 400-500 млн. рублей).
Самостоятельно администрация поселения такую сумму не осилит. Самое главное для участия в проекте "Единой России" "Чистая вода" необходим проект реконструкции систем водоснабжения и водоотведения. Подготовка ПСД не финансируется не из областного не из Федерального бюджета, а местный бюджет не осилит таких затрат. По этому провести реконструкцию даже с участием финансирования региона и федерации нам не удаётся. Софинсирование необходимо и на начальной стадии при подготовке документации.
Искали подрядчиков для подготовки проектной документации, почему-то желающих появилось не много, да и те пропали. По этому точной цифры в денежном выражении для подготовки ПСД у нас нет.
Из всего прочитанного
Из всего прочитанного материала следует то, что все упирается в финансирование и заинтересованность данными проблемами вышестоящие инстанции...Ведь есть институты и есть специалисты выходящие из них, начинающие специалисты как правило заинтересованы работать по своей специальности, но далеко не всем удается себя реализовать в силу отсутствия достаточного количества рабочих мест и адекватной з.п. Так же на уровне законодательства все как то размыто и достаточно абстрактно (потому что так очень удобно). Возможно лучшим выходом из положения может и правда являться частичная или полная приватизация систем водоснабжения т.к. к сожалению в настоящий момент у Государства нет интереса к финансированию водоснабжения в пользу улучшения качества.
Проблемы водоснабжения и водоотведения малых городов России
Уважаемые коллеги!
От лица Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения хочу поблагодарить сообщество «Муниципал» в лице модератора профессора Веницианова Евгения Викторовича за предоставленную возможность высказаться по такому важному вопросу.
Общеизвестным является факт, что коммунальная инфраструктура водоснабжения и водоотведения изношена более чем на 60%. Реконструкция и новое строительство может быть осуществлено за счет тарифа, объем средств от которого явно недостаточен, а запущенный механизм старения основных фондов может привести к серьезным негативным последствиям.
Наиболее уязвимыми являются малые города России, в которых налицо «антиэкономия от масштаба» и несоответствие восстановительной стоимости инфраструктуры водоканалов бюджетной обеспеченности муниципальных образований, на территории которых предприятия оказывают свои услуги.
Учитывая тот факт, что единственным инструментом финансирования мероприятий по ремонту и обслуживанию водоканалов является тариф, устанавливаемый согласно решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, помочь в решении проблемы местным властям может разумный диалог с представителями региональных властей.
Федеральная власть оказывает поддержку посредством создания различных ФЦП, в том числе «Чистая вода», а так же финансирует проекты за счет средств «Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства». В ближайшие годы на развитие коммунальной инфраструктуры малых городов выделено 15 миллиардов рублей из средств Фонда. Однако критерии для получения финансовой поддержки из вышеперечисленных источников довольно жесткие и сопряжены с необходимостью получения софинансирования из средств региона и частных инвесторов, что зачастую оказывается невыполнимым.
В качестве отдельной проблемы стоит обозначить качество потребляемой воды, которое отставляет желать лучшего, практически вне зависимости от источника водоснабжения, т.к. современные средства водоподготовки также требуют затрат. А качество воды – это наше здоровье и здоровье наших детей!
Резюмируя изложенное, которое не представляется радужным, тем не менее хочется сказать, что «дорогу осилит идущий». Сегодня наша Ассоциация вместе с органами власти всех уровней помогает нашим предприятиям, а вместе с ними и жителям муниципальных образований, в которых они работают, добиваться значимых результатов.
Безусловно, такая работа возможна только там, где есть глубокое и профессиональное понимание необходимости улучшения водоснабжения не только у предприятий, ответственных за эту миссию, но и у всех без исключения представителей власти от муниципалитета и субъекта РФ до федеральных чиновников, принимающих решения. Добиться такого понимания в наших силах.
Исполнительный директор РАВВ Довлатова Елена Владимировна.
Добрый день, Елена Алексеевна
Добрый день, Елена Алексеевна!
Хотелось бы отметить, что в рамках нашей программы мы много внимания уделяем не только вопросам информирования насления и специалистов о состоянии водных объектов, но и основным путям решения этих проблем. Конечно экономическая составляющая (упор на которую сделан в присланном комментарии) - это очень важно, но это только одна из сторон проблемы. Обязательно нужно говорить о новых технологических подходах к водоподготовке и ВОДООЧИСТКЕ! Тенденциям, которые существуют сегодня на рынке технологий.
Не знаю насколько широко надо раскрывать эту проблему перед населением, но при работе со специалистами о новых способах, усовершенствовании и модернизации действующих очистных сооружения говорить надо обязательно.
Копнина Алина Юрьевна, заместитель декана нефтетехнологического факультета, доцент кафедры «Химическая технология и промышленная технология» СамГТУ, кандидат химических наук.