1.1.Зеленая экономика – важный вектор устойчивого развития на местном уровне
(Миланова Е.В.)
Прошло 20 лет с проведения конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где были сформулированы базовые принципы и приняты важные документы, обозначившие устойчивое развитие как важную цель мирового сообщества. Российская Федерация признала свою приверженность принципам устойчивого развития и в последние годы активизировала деятельность в этом направлении. В 2010 г. вышел проект «Основ государственной экологической политики РФ до 2030
г.», подготовленный МПР, и Распоряжение Правительства РФ по
стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом тенденций изменения климата). Разработан проект "Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.", а также ряд стратегий устойчивого развития отдельных регионов страны.
РИО+20 – очередной этап международного процесса в области устойчивого развития, направленный на анализ выполнения предыдущих обязательств и выявление новых проблем, в первую очередь по экологизации экономики и охране окружающей среды, улучшению качества жизни населения и развитию институциональной базы устойчивого развития. Поэтому многие активные неправительственные организации и государственные органы власти, озабоченные экологической ситуацией в стране, готовят свои предложения для официальной российской делегации в работе РИО+20 путем проведения конференций, семинаров. Международный Форум в Туле, традиционно связанный с обсуждением проблем устойчивого развития и собирающий ежегодно большое количество экспертов, тоже внесет свой вклад в рекомендации РИО+20.
Комплексный подход к устойчивому развитию основан на учете тесной взаимосвязи экологического, экономического и социального компонентов (Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С.,2000). Cформировавшаяся в последние годы концепция «зеленой экономики» («зеленого роста»), базирующаяся на таком подходе, получает все больший общественный резонанс в качестве нового вектора устойчивого развития.Переход к «зеленой экономике» для выживания и развития человечества предполагает такую систему экономической деятельности, которая приводит к повышению качества жизни человека, не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков и эколого-ресурсного дефицита.
Поэтому важными направлениями стратегии устойчивого развития в ответ на угрозы глобальных вызовов (изменение климата, снижение биоразнообразия, нарушение водного баланса, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды) являются:
Региональные и муниципальные инициативы по продвижению «зеленой экономики», что отвечает известному лого « думай глобально–действуй локально»:
- энергосберегающая политика и переход на альтернативные виды
энергии,
- рациональное управление использованием природных ресурсов
- охрана биоразнообразия;
- Социально-экологическая ответственность бизнеса и малого предпринимательства,
- Укрепление международного сотрудничества в области развития социально-ответственных технологий устойчивого развития.
Фонд «Устойчивое развитие (далее Фонд) в течение многих лет, осуществляет поддержку муниципальных образований на пути устойчивого экологически ответственного развития и выполняет проекты практически во всех регионах страны, всего за 10 лет осуществлено около 700 проектов, что дает материал для анализа «муниципального» пути к устойчивому развитию (Программы содействия развитию….,2009).
Помимо выполнения конкретных проектов на местах, Фонд ведет активную информационную работу, создав портал «Муниципал» (http://www.municipal-sd.ru/ ) и действующее в его рамках одноименное тематические сообщество в сотрудничестве с Агентством США USAID, а также Программой развития ООН (ПРООН) «Биржа
инновационных решений». Электронный журнал Фонда «Местное устойчивое развитие» (http://www.fsdejournal.ru) публикует материалы по широкому кругу тем, касающихся глобальных и региональных проблем устойчивого развития(за полгода журнал посетило более 13000 человек).
Решение проблем устойчивого развития муниципальных территорий основано на двух подходах. Cогласно первому, муниципальное образование рассматривается как самостоятельная система и предпочтение отдается факторам, обеспечивающим его «внутреннюю» устойчивость. Другой подход базируется на понимании муниципального образования как элемента более сложной системы – региона, страны, и, наконец, планеты в целом, что требует учета факторов, которые в дальнейшем могут внести вклад в обеспечение устойчивости в региональном и глобальном масштабах.
Устойчивое развитие невозможно в условиях бедности населения, а бедность нельзя уничтожить без устойчивой и здоровой окружающей среды (Concerted Development…,2005). Согласно существующей в мире тенденции, традиционно доминирующие идеи материального благосостояния, основанного на производстве потребительских товаров, вытесняются идеями нематериального благосостояния, обеспечиваемого доступностью социально-гуманитарных услуг. Само понятие «потребительские товары» расширилось и включает в себя не только основные материальные товары, но и социально - гуманитарные блага.
В соответствии с таким подходом к оценке эффективности проектов Фонда их результаты могут быть условно разделены на материальные и нематериальные результат - продукты:
– материальные: энерго- и ресурсосберегающие экологически ориентированные технологии, экологически ответственные бизнес-структуры, экологически чистая аграрная продукция, инфраструктура экотуризма (безопасные туристические маршруты, хостелы и т.д.);
– нематериальные: доступ к чистой окружающей среде и к социально-гуманитарным услугам, включая информацию, образование, места отдыха, культурные ценности.
Важным направлением проектов является эффективное использование энергетических и других природных ресурсов. Так, проекты по развитию низкоуглеродной муниципальной энергетики с установкой газогенераторных и водогрейных котлов на отходах лесообработки, а также использование солнечных батарей как альтернативных источников энергии обусловило экономию энергоресурсов, сокращение использования высокозольного угля и выбросов парниковых газов, снижение использования лесных ресурсов на топливо и засорения территории древесными отходами.
Заключение
Устойчивое развитие не имеет альтернатив и поэтому на всех уровнях (от муниципального до глобального) необходимо руководствоваться принципом экологически ответственной хозяйственной деятельности, особенно там, где выполняются крупные проекты, которые могут оказать влияние на регулирование биотических процессов не только на региональном, но и на планетарном уровне.
Список литературы
- Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие.- М.:Прогресс - Традиция, 2000. – 414 с.
- Программы содействия развитию муниципальных образований на территории России: лучшие практики. – М.: ФУР, 2009,
- – 96 с.
Concerted Development of social cohesion indicators. ISBN 920871-5742-1. –Strasbourg, Council of Europe Publishing, 2005. – 235 рр.
Upcoming 2021 Nike Dunk Release Dates - nike tiempo ii jersey green black friday specials - CopperbridgemediaShops | Nike