1.2. Проблемы и возможности развития «зеленой экономики» на территориях высокой природной ценности (Байкальский регион): точка зрения экоНКО на опыт выполнения «зеленых» проектов
(Белоголовов В.Ф.)
Не все проекты на основе ВИЭ относятся к зеленой экономике. Основная проблема развития зеленой экономики в России – отсутствие рынка для нее. Рекомендации даны по стратегиям развития и адаптации, обременениям, административным барьерам, преференциям и показателям вклада проектов зеленой экономики в развитие местных сообществ региона.
- Оценка ситуации
1.1 Что может относиться к «зеленой экономике» в условиях Сибири?
Не могут относиться формально к ней причисленные АЭС и крупные плотинные ГЭС, поскольку в проектах не учитываются капитальные затраты и отдаленные ущербы (http://v-milov.livejournal.com/27184.html и др.).
Тем не менее они включены в стратегию развития энергетики России и только активные протесты экоНКО и события в России (авария на СШГЭС) и в Японии позволяют ее корректировать. Так из Стратегии исключена наиболее одиозная Эвенкийская ГЭС.
Такая псевдозеленая генерация является прямым конкурентом генерации на основе ВИЭ (ветро-, гелио -, биотопливо и др.), т.к. получает косвенные преференции и препятствует созданию рынка для проектов генерации тепла и энергии на основе ВИЭ.
1.2 Что мешает проектам по зеленой экономике?
В нынешних условиях (международная конъюнктура, спрос в КНР, перспектива ВТО и др.) принятая в России Стратегия развития энергетики создает угрозу как для малого и среднего бизнеса (МСБ), так и развития местных сообществ.
Недавно Д.Медведев отметил (http://medvedevinfo.ru/q31/2446.html)- рост тарифов может угрожать национальной безопасности России. В Бурятии в начале 2011 г. рост тарифов естественных монополий угрожал закрытию МСБ и для них введено госрегулирование.
На уровне местных сообществ в поселениях Байкальского региона выполненные пилотные проекты по энергоэффективности не тиражируются, т.к. для этого государством не созданы правовые и экономические условия по созданию местного рынка.
1.3 Что может быть предметом поддержки через программы ФУРа?
Тиражирование опыта ранее выполненных успешных проектов по энергоэффективности и энергосбережению на основе использования на приоритетные территории (Центральная экозона Байкальского УВПН ЮНЕСКО) и объекты (особая экономическая зона туризма).
Законодательные инициативы на федеральном, региональном и местном уровне по созданию рыночных нормативно – правовых документов (НПД) по поддержке развитию пионерных проектов МСБ в области «зеленой экономики» (прил. 2).
Использование лучшего мирового опыта в области зеленой экономики. И в т.ч. обмены для НКО и МСБ, консультации при реализации крупных инвестпроектов, предоставление на льготных условиях технологий и оборудования.
- Проблемы
- Обременения
Высокие тарифы и платежи для стартующих проектов по зеленой энергии по инфраструктуре, доступу к сырью (опаду в лесах – «ветровальники», горельники и др.), затраты на НИОКР для инновационных проектов и др.
- Административные барьеры
Доступ к сетям, перекрестное финансирование социального и коммерческого сектора потребителей, отсутствие стимулов для энергосбережения для соцбюджетных учреждений и др. не позволяет создать местный рынок для «зеленого» тепла и энергии.
- Преференции
Нужно снижение платежей по доступу к сетям, сертификации зеленой продукции и услуг на нынешнем рынке монопольных генераторов тепла и энергии и повышенные тарифы для пионерных проектов МСБ на основе использования ВИЭ.
- Возможности
3.1 Предупреждение рисков для местных ценностей (активов природного капитала)
На федеральном уровне необходим закон, реализующий принцип «реинвестирования невозобновимых активов в возобновимые» для развития местных сообществ в зоне влияния инвестиционных проектов.
Условием предоставления лицензии на такие активы (месторождения нефти и газа и др.) должно быть обязательство держателя лицензии инвестировать в проекты зеленой экономики МСБ на основе использования ВИЭ. Это создаст местный спрос.
Это в перспективе выгодно и самому природопользователя как для снижения себестоимости продукции и услуг, так и для привлечения инвестиций (IPO и др. механизмы). А местным сообществам даст занятость и повышение доходов бюджета.
3.2 Сохранение и использование местных ценностей и активов (стратегии развития)
Целевая поддержка МСБ, реализующих проекты по «зеленой экономике» в местных сообществах, через грантовые программы на основе софинансирования (на консолидированный бюджет), региональные целевые программы и др.(прил.1, 3).
3.3 Сдерживание воздействие существующего рынка (стратегии адаптации)
Оппонирование псевдозеленой экономике.
Региональные законы по созданию преференций для проектов МСБ на основе использования ВИЭ, например закон, принятый в 2009 г. на Украине (прил.1) и может быть принят за основу для аналогичных законов в России.
Вклад в развитие местных сообществ (предлагаемые социальные показатели).
Существующие НПД поддержки энергоэффективности России ориентированы на крупные производства, но не МСБ – объект работы экоНКО. Меры поддержки в регионе зеленых проектов МСБ есть (прил.2), но успешных проектов пока мало.
Но это перспективный ресурс для софинансирования проектов МСБ по зеленой экономики, на основе использования ВИЭ. Не менее важно выработать показатели ее социальной эффективности для местных сообществ.
Это может быть вклад таких проектов в снижение расходов и повышение доходов бюджетов семьи, МСБ, поселения и района, а также занятости (прил. 3).
Приложения
1. Информация о нормативных актах и постановлениях
1.1. Информация о «зеленых» тарифах Украины.
1.2.В Улан-Удэ разработают свою программу энергосбережения
1.3.Конкурс «Бизнес-Старт» работает уже 2 годы, целевое направление индивидуальные предприниматели
2. Концепции проектов «зеленой экономики» для местных сообществ
2.1.Концепция проекта «ТЭЦ на ТБО (биотопливо) »
2.2. Пример Заявки на участие в инновационном конкурсе (случай, когда нужен «бизнес-ангел»). Парусная ветрогенерация (ПВЭС)
2.3.Концепция Республиканской Целевой Программы (РЦП) «Сельская Бурятия»
3.Сопровождение проектов на стадии проектирования и реализации, стратегии развития и адаптации местных сообществ
3.1. Сопровождение проектов на стадии проектирования и реализации
3.2.О стратегиях развития местных сообществ (для обсуждения и размышления)
3.3 Стратегии адаптации
FW0663 - adidas samba ireland live score last night - adidas Futurenatural Shoes Vivid Red Mens | nike air max modern essential burgundy women shoes