ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Сопровождение проектов, стратегии развития и адаптации местных сообществ
Приложение 3.1. Сопровождение проектов на стадии проектирования и реализации
Фонд «Устойчивое Развитие» (ФУР) в сотрудничестве с Региональными центрами (РЦ) администрирует социально-экологические проекты, направленные на развитие местных сообществ. А развитие – это, в первую очередь, повышение капитализации экономических, социальных и культурных «ресурсов» местных сообществ.
Региональные центры, представляющие НКО на местах, являются ключевыми звеньями в работе Фонда по всей территории РФ, т.к. помогают выявить актуальные для региона проблематики, назвать приоритетные направления для развития. Они способствуют развитию партнерской сети, обеспечивающей межрегиональные связи и обмен опытом, используя лучшие практики Фонда. Региональные центры анализируют социально-экономические тренды и возможности регионального развития муниципальных образований для обоснования целесообразности инвестиций в места будущей реализации проектов по Программам ФУР.
В зависимости от возможной эффективности при проведении проектов муниципальные районы можно разделить на три типа: Первые – районы с хорошей перспективой развития (с инвестпроектами), вторые – с обременениями и ограничениями для развития и, наконец, третьи – это, так называемые, фоновые районы (без проблем, но и без новых возможностей развития). По опыту нашей 15-летней работы, среди факторов, определяющих эти типы районов, наверное, самую важную роль играет наличие благоприятных исходных условий, называемых «точками роста» – именно они способствуют успеху любого проекта. К их числу относятся: мотивированные заявители; консорциум партнеров-заявителей, представляющих разные сектора общества и имеющих успешный опыт предыдущих проектов; возможность получения синергетического эффекта при взаимодействии проектов, что обеспечит устойчивость их результатов на постпроектном этапе.
Хочу назвать основные ключевые факторы, на которые мы опираемся при выборе комплексов проектов. Именно они, по нашему опыту, в значительной мере предопределяют успех при их дальнейшей реализации:
- Место реализации – выбирается (рекомендуется) на основе указанной выше типизации районов и поселений. Предпочтение отдается районам первого типа, а в нем фокусными становятся поселения с наличием творческого мышления исполнителей и налаженным межсекторным взаимодействием администрации, бизнеса и населения.
- Тематика комплекса проектов – определяется на основе определения и анализа возможных рисков, а также возможностей использования результатов проектов для комплексного развития территорий и местных сообществ.
- Опытные заявители – имеются партнеры из власти, бизнеса и государственного сектора, у которых совпадают интересы в выполнении данного комплекса проектов, что обеспечивает успешность его выполнения продолжения на постпроектном этапе.
- Сбалансированный комплекс проектов – тот, в котором результат одного (обычно, ресурсосберегающего) проекта используется в дополняющих и «обеспечивающих» проектах (механизмы реинвестиции, распространение информации) с получением общего положительного синергетического эффекта.
- Сопровождение проектов – осуществляется со стороны опытных НКО регионов (Фондом «Устойчивое Развитие» и Региональных центров) для преодоления постпроектного синдрома, когда требуется задействовать созданные механизмы по реинвестированию средств, сэкономленных в результате энергоэкономии, а также за счет снижения административных обременений и барьеров и увеличения вовлеченности экобизнеса.
Приложение 3.2.О стратегиях развития местных сообществ (для обсуждения и размышления)
Самая первая молитва человека
«Боже дай нам силы решить свои проблемы
смирения с проблемами, которые и ты не решишь и мудрости отличить первые от вторых.
Научная фиксация.
Стратегии могут быть трех типов:
1. Успешные ( с положительным синергетическим эффектом)
2. Бесполезными. 3. Опасными.
Как учит нас история развития местных сообществ ( и местные гуру ), стратегии м.б. построены от мечты (видение будущего), от проблемы (в кризисы развития) и /или от задачи ( в т.ч. т.н. «устойчивого развития»).
Примером последней можно считать гипотезу о гибели цивилизации майя. Жрецы для жителя и государства спланировали (и организовывали) прогнозы и в т.ч. конца света. И когда время настало, государство само распалось, хотя и была ошибка в расчете времени.
СССР реализовывало также стратегию третьего типа, но по иной, чем у майя причине –не было предсказано «конца света». Но развитие не м.б. линейным и потому империя не была готова к реализации очередного ресурса - кризиса развития («конца света»).
Ниже «размышлизм» о стратегии развития, но не территории или производства, а именно местных сообществ нашего, байкальского, уникального в планетарном масштабе, региона на примерах из древней и современной истории и с рекомендациями на будущее.
Развитие местных сообществ можно понимать как предупреждение рисков потерь, увеличение капитализации имеющихся и/или создание новых социальных(креатив), экономических (ликвидность) и культурных (знания, умения, навыки) активов.
Стратегия является наиболее общим способом достижения приоритетов развития:
- Предупреждения рисков (для ценностей)
- Сохранения ценностей (социальных, экономических и культурных)
- Адаптации к воздействиям (которые и бог не может контролировать)
- Стратегии предупреждения рисков (для ценностей – ресурсов развития)
В прошлом. Табуирование. Сакрализация наиболее значимых ценностей и заповедывание (хориг) актуальных ресурсов.
Пример. Чингисхан, делал заповедниками наиболее богатые дичью места, т.к. при облавной охоте использовались приемы, нужные в бою, а планируя очередной поход запрещал использовать все пастбища на будущем пути, чтобы был корм его коннице.
В настоящем. Легитимизация. Сеть ОПТ для сохранения местообитаний флоры и фауны, Красные книги, списки СИТЭС и др.
Пример. Предлагается придавать статус микрозаповедников сакральным местам, т.к. они позволяют сохранять и природные ресурсы в зоне их влияния для будущих поколений местных сообществ. Они используются и в качестве объектов для местного экотуризма.
В будущем. Экстернализация. Основная парадигма устойчивого развития – нынешнее поколение не имеет права обеспечивать уровень жизни за счет интересов (ресурсов – ценностей) будущих поколений.
Пример. Освоение Ошурковского месторождения апатитов в Бурятии за последние 20 лет уже 2 раза откладывалось при понимании, что оно нужнее будущим поколениям, чем нынешним. Ведется работа по созданию фонда месторождений будущих поколений.
2. Стратегии сохранения ценностей (социальных, экономических и культурных)
В прошлом. Уклад. Сообщества, которые не сумели научиться сохранять ресурсы кормящего ландшафта, сами не сохранились или вынуждены были мигрировать. Успешные сообщества научились у природы и сохранили знания и умения в своем укладе.
Пример. Полевка Миддендорфа в МНР периодически сверх размножается (тестируя емкость экониши) и по пути уничтожая всю растительность и заставляя насельников искать другие места (становиться номадами).
Тоже будет при перевыпасе скота на слабом растительном покрове в МНР и механическом уничтожении его. Поэтому был запрет на пахоту, а обувь была с загнутыми вверх носками (элемент культуры для закрепления полученных знаний).
В настоящем. Требования законодательства. Требуется анализ пространственных, временных ( в интересах будущих поколений) и технологических альтернатив любых проектов природопользования.
Пример. Освоение месторождения урана в Красночикойском районе угрожает укладу местного сообщества и администрация провела референдум, на котором абсолютное большинство жителей выступило против этого проекта.
В будущем. Законодательные инициативы. Федеральные законы по ресурсосбережению (энергии, тепла, воды) с механизмами стимулирования, программы подготовки новых ОПТ, закон ТТП и др.
Пример. Жители городов, поселений и производства, которые не будут использовать рекомендованые технологии ресурсосбережения, будут нести обременения, которые станут преференциями для тех, кто их использует.
3.3 Стратегии адаптации (к воздействиям, которые и бог не может контролировать)
В прошлом. За 1 млн. лет до нашей эры. На нашей территории климат Центральной Азии обеспечил 60-летние климатические циклы (минимумы), когда озера, богатые рыбой и кормившие насельников, пересыхали и они вынуждены были периодически менять уклад жизни – кормиться, в основном, охотой.
В настоящем. 90-е годы нашего столетия
В Окинском районе 50% населения живет в одном селе и имеет занятость в социальной и административной сфере, но в основном, зимой, когда вторая половина содержит скот на зимниках. Летом (когда школа не работает) они меняются ролями, сохраняя уклады.
Резкий спад спроса на продукцию ЛВРЗ привел к тому, что коллектив его частично сменил свой «уклад». Одна половина, для которых не было работы, стала челночить по полгода, после чего их сменяла вторая половина. Всеми был освоен был новый уклад.
В поморских поселениях Байкала (пример, с. Гремячинск) всего на протяжении одного поколения местным сообществам пришлось сменить 3 основных уклада: добыча рыбы ( с рекордными уловами ), лесодобыча (когда рыбу переловили этими «рекордами»).
И в настоящее время туризм (когда ограничили лесоразработки на побережье Байкала). Такого успешного опыта реализации стратегий адаптации нигде нет, и он имеет самос-тоятельную ценность и является ресурсом высокой самооценки местного сообщества.
2000-е годы
Поморы Байкала стали обращать внимание, что прибрежные леса вырубаются, причем чужими. Одновременно усилились запреты на ловлю рыбы. Так возник малый лесной бизнес. Администрация поддерживает меры по ограничению доступа к нему «чужих».
В будущем. Легитимизация новых форм и методов на основе использования традиций предков и успешного опыта и результатов партнеров в России и в мире. В т.ч. создание ассоциации «Байкальские поморы» для сохранения культуры предков, промыслов и жизнеобитаний. Не способность менять уклад даже при актуальных и неконтролируемых угрозах (изменение климата и др.) является главной проблемой развитых сообществ – они слишком специализированы и не имеют исторического опыта такой адаптации.
Способность менять уклад, полностью или частично, является главной культурной ценностью местных сообществ нашей территории, выработанной поколениями насельников в экстремальных внешних природных условиях кормящего ландшафта.
Как показывают приведенные выше примеры, эта традиция жива и помогает местным сообществам относительно безболезненно переживать кризисы и превращать их в новые ресурсы развития. Их опыт м.б. полезен и другим, в т.ч. развитым, цивилизациям.
FW0663 - adidas samba ireland live score last night - adidas Futurenatural Shoes Vivid Red Mens | ATNT PARIS - adidas rockstars semifinals 2018 football rankings - SWEAT CAPUCHE LOVE – FitforhealthShops