1.9. Экологическая культура – важнейший фактор устойчивого развития
(Е.Б.Перельман, Л.В.Струкова)
Обеспечение экологической безопасности как устойчивого состояния окружающей среды являются определяющим условием успешного решения социальных и экологических задач, направленных на улучшение качества жизни людей и стабильного прогресса общества. Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире.
Около 20 лет развивается в России экологическое законодательство, задача которого заключается в правовом регулировании взаимодействия общества и природы. Принято немало ресурсных и комплексных законов и других нормативных актов, которые должны обеспечить лицензирование природопользования, нормирование воздействия на среду обитания, экологический контроль, экономическое стимулирование природоохранной деятельности предприятий. Однако на практике очевидна очень низкая эффективность перечисленных инструментов государственной экологической политики. Качество воздуха, природных вод, почвы не улучшается.
Какую бы проблему общества мы не рассматривали, всегда в основе её будет лежать культура людей, которая включает в себя: знания, мотивы поведения и действия. В основе экологических проблем и экологической опасности лежит низкий уровень либо отсутствие экологической культуры у населения, в том числе у руководителей предприятий, проектировщиков оборудования, технического персонала предприятия. Ведь культура это всегда осознание нормы, ограничений; для экологической безопасности производства об ограничении воздействия на окружающую среду не меньше, чем о прибыли, должны думать руководители предприятий и исполнители технологических процессов, а не только экологи.
Общение с выпускниками вузов, контакты со специалистами показывают: на большинстве предприятий нет глубокой заинтересованности в снижении воздействия производственной деятельности на окружающую среду, отсутствует системный подход и мотивация всех уровней организации производства на экологически эффективную и безопасную деятельность.
Одна из причин - недостаточная заинтересованность, осведомлённость и компетентность высшего руководства предприятия в управлении экологическими аспектами деятельности предприятия, что свидетельствует о низкой эффективности всей системы управления природопользованием в РФ. Во многом такая ситуация связана с постоянной реструктуризацией уполномоченных природоохранных органов, изменением законодательной и нормативной базы, отстранением уполномоченных органов от помощи предприятиям. Ведь многие экологические проблемы копились десятилетиями, их в принципе невозможно решить за короткий период времени, связанный к тому же с неустойчивостью экономических реалий времени.
Наиболее эффективный способ повышения экологической безопасности это, конечно, техническое перевооружение предприятий. Однако большую роль в этом деле может и должно сыграть изменение отношения к экологическим аспектам деятельности всего персонала предприятий и в первую очередь руководства. С этой целью по приказу Ростехнадзора с 2008 г. ведётся работа по повышению квалификации трёх категорий специалистов предприятий: руководителей общехозяйственных систем управления, работников экологических служб, а также лиц, ответственных за обращение с отходами.
Главная задача программы – повысить уровень экологических знаний и культуры, поскольку глубокую заинтересованность к экологической политике предприятия может проявить тот человек, который сознаёт ответственность своих действий по отношению к качеству среды обитания и ведёт себя в соответствии с девизом экологов мира «Мысли глобально – действуй локально!».
Практика участия в обучении персонала предприятий показывает, как много ещё надо сделать в этом направлении. Осуществление образовательных программ должно решать четыре задачи:
1. Осознание каждым человеком роли качества среды обитания в состоянии его здоровья, а значит, и благополучия;
2. Знакомство с сущностью биосферных процессов, формирующих качество воздуха, воды, почвы, пищи и основными законами самоорганизации живого;
3. Понимание процессов и результатов воздействия экологических аспектов производственной деятельности на качество среды;
4. Осознание роли каждого участника осуществления технологического процесса в формировании качества среды обитания региона и планеты.
Решение последней задачи является наиболее трудным делом. Большинство работников предприятия не могут взять в толк, что наличие инженера-эколога на предприятии само по себе без участия персонала (особенно технического) ни к какому снижению воздействия на окружающую среду привести не может. Более того, часто и сами экологи считают, что их работа заключается в сборе данных, оформлении нормативных документов и осуществлении платежей, забывая, что всё перечисленное это только инструменты экологизации производства.
К счастью, участники обучения приводят и положительные примеры организации на предприятии эффективной системы управления экологическими аспектами. Таким образом, в процессе обучения через знание, осознание, понимание мы можем и должны достичь важнейшего элемента культуры – изменения поведения работников предприятия – активного поиска мер минимизации воздействия их деятельности на среду обитания.
نمشي , adidas bold age leggings girls dance studio - تسوق تشكيلة اديداس اوريجينالز للأطفال مع تخفيضات 25 - 75% أونلاين في السعودية | pink and black womens nike presto pants women - Compra Nike BLAZER MID '77 - 100 - DC7331