3. О Программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) и перспективах ее развития
(АкадемикРАН В. Н. Большаков, Председатель Российского комитета МАБ, Член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО)
Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) в этом году будет отмечать свое 40-летие. Международная конференция, посвященная этому юбилею, и 23-я сессия Международного координационного совета МАБ, членом которого является Российская Федерация, пройдут в конце июня 2011 г. в Германии, в г. Дрезден. Германия в течение многих лет вносит серьезный вклад в развитие Программы МАБ и в объединение усилий европейских стран, и такое решение ЮНЕСКО можно считать справедливым. Вспоминая опыт проведения Первого международного конгресса по биосферным резерватам (г. Минск, октябрь 1983 г.), можно только сожалеть, что была утрачена возможность провести юбилейные мероприятия в нашей стране – в г. Сочи, как столице будущей Зимней Олимпиады. Теперь все наши усилия направлены на то, чтобы в Германию смогла выехать представительная делегация для изучения опыта других стран и представления ценных данных, накопленных нашими биосферными резерватами после проведения Конгресса в Минске. При отсутствии финансовой поддержки со стороны МИД, как это было на первых этапах развития Программы МАБ в нашей стране, и из-за межведомственных барьеров, возникших после перестройки, эту задачу решить практически невозможно. Если на 23-ей сессии МКС МАБ в Германии будет принято решение о продолжении исследований по Программе МАБ – вплоть до ее 50-летнего юбилея, то Российский комитет МАБ обращается с просьбой к Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО изыскать пути восстановления финансовой поддержки участия наших специалистов в международных мероприятиях и обеспечения межведомственного взаимодействия при проведении соответствующих исследований, тем более, что наша страна объявлена донором международных программ ЮНЕСКО.
Межведомственный комитет по осуществлению Программы МАБ в нашей стране был сформирован в 1974 г. на основании совместного решения Академии наук, Госкомитета по науке и технике и Министерства иностранных дел, а Секретариат Комитета начал свою работу на базе Института эволюционной морфологии и экологии животных (в настоящее время – Институт проблем экологии и эволюции) и при поддержке РАН продолжает ее до сих пор, но уже далеко не в тех объемах, как это было раньше. Одной из первых международных акций нашего Комитета было проведение в 1976 году Первого советско-американского симпозиума, результаты которого оказали большое влияние на развитие концепции биосферных резерватов. Этому также способствовало подписание межправительственного коммюнике о том, что СССР и США оказывают поддержку Программе МАБ и создают на своих территориях биосферные резерваты.
Выше уже было отмечено, что в 1983 г. в Минске был проведен Первый конгресс по биосферным резерватам, который принял План действий, оказавший большое влияние на успешное развитие Всемирной сети биосферных резерватов. Всемирная сеть биосферных резерватов сейчас насчитывает 564 биосферных резервата в 109 странах мира, и в России за прошедшие годы создано 39 таких резерватов. Сороковая заявка на создание биосферного резервата в Волго-Ахтубинской пойме находится на рассмотрении в ЮНЕСКО. В рамках Всемирной сети создано несколько региональных сетей биосферных резерватов и Россия, благодаря своему расположению на двух континентах, принимает участие сразу в двух региональных сетях – Европейской (ЕвроМАБ) и Восточно-Азиатской (ВАСБР). Кроме того, обсуждается возможность участия России в региональной сети северных стран (НордМАБ), что, очевидно, будет рассматриваться на запланированном в июле с.г. в Швеции совещании ЕвроМАБ. При поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО в 2010 году при подготовке 12-го выпуска Вестника КомЮНЕСКО впервые удалось издать красочный Справочник «Биосферные резерваты России», с которым могут ознакомиться все члены Комиссии, и который уже получил положительную оценку в ЮНЕСКО и за рубежом, как важный источник информации для укрепления международного сотрудничества российских биосферных резерватов.
Кроме резерватов, на первых этапах Программы МАБ, наш Комитет уделял внимание всем 14 международным проектам, утвержденным МКС МАБ, и в 80-х годах ХХ века наша страна (бывший Советский Союз) занимала первое место в мире по числу полевых проектов (более 1000) и числу экологов (более 4000), их выполнявших. Кроме Конгресса в Минске, в 1985 г. было проведено в Суздале другое важное международное совещание - по улучшению городской экологии, что с каждым годом во всем мире становится все более актуальным. Следует напомнить, что в период расцвета Программы МАБ в нашей стране ежегодно проводились научные конференции и рабочие совещания во всех союзных республиках и странах СЭВ, что позволяло четко координировать исследования по отдельным проектам. Для расширения контактов между участниками Программы МАБ было опубликовано три справочника, содержащих все необходимые сведения о проектах и их участниках. Начато издание серии монографий по Программе МАБ. После перестройки в нашей стране исследования по Программе МАБ продолжаются, в основном, силами академических институтов и сотрудниками отдельных горных биосферных резерватов, которые включены в международные программы изучения глобальных изменений – «GLOCHAMORE» и «GLOCHAMOST». В Институте географии РАН разработана методология исследований горных регионов, базирующаяся на богатейшем опыте работ 60-70-х гг. прошлого века в нашей стране и на современных мировых концепциях развития горных территорий (устойчивое развитие, теория поляризации, зеленая экономика и т.п.). Рабочая группа РК МАБ по горным экосистемам по-прежнему осуществляет самое широкое сотрудничество с институтами и учеными России, стран СНГ, ряда зарубежных стран (Германия, Китай, Швейцария) и международными организациями (ЮНЕСКО, ФАО, ПРООН, МСОП идр.). Важным вкладом в реализацию проекта МАБ по горным экосистемам стала 7-ая международная конференция «Устойчивое развитие горных территорий в условиях глобальных изменений» (Владикавказ, сентябрь 2010 г.). Эта конференция поддержала инициативу создания во Владикавказе Центра ЮНЕСКО (категория П) для Кавказского региона, который должен координировать усилия разных стран этого региона по обеспечению устойчивого развития горных территорий. Мы надеемся, что одобрение со стороны ЮНЕСКО на создание такого Центра будет получено в ближайшем будущем.
Для изучения глобальных изменений после Конгресса в Минске в восьми биосферных резерватах на территории России были созданы станции фонового мониторинга, которые были полностью обеспечены штатами и оборудованием за счет Гидрометеослужбы. К сожалению, после распада СССР все такие работы на базе биосферных резерватов были практически свернуты. Очевидно, при содействии Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в состав которого теперь входит Росгидромет, целесообразно восстановить такие наблюдения, обеспечив их современным оборудованием. Одновременно с реализацией программы экологического мониторинга биосферные резерваты, в отличие от других ООПТ, фактически должны играть лидирующую роль в обеспечении устойчивого развития соседних с ними регионов, отличающихся по своим природным и социально-экономическим особенностям. Они нужны нам для того, чтобы обеспечить охрану разнообразия растительного и животного мира, как это предусмотрено Конвенцией о биологическом разнообразии, а также способствовать поддержанию здоровья окружающей среды, что является важным условием выполнения Экологической доктрины Российской Федерации (2002 г.). В связи с нарастающими темпами глобальных изменений биосферные резерваты необходимы для изучения процессов, происходящих в природных системах и системах, измененных деятельностью человека. В их задачи входит отработка современных форм землепользования, в том числе с учетом традиционных знаний, накопленных в прошлом. Для решения этих задач биосферные резерваты имеют потенциальные возможности для широкого обмена опытом по устойчивому управлению природными ресурсами и для сотрудничества с разными странами, в том числе в рамках совместных трансграничных охраняемых территорий.
На современном этапе основная проблема, которую невозможно решить без поддержки Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Госдумы РФ, это отсутствие законодательной базы для обеспечения функционирования всех трех обязательных для биосферных резерватов зон (ядро, буферная/охранная зона и зона сотрудничества), как этого требуют Севильская стратегия (1995 г.) и Мадридский план действий (2008 г.). Многие наши биосферные резерваты до сих пор так и не смогли создать такой оптимальной структуры, и обеспечить ее управление с участием местного населения и местных администраций. Если это не будет оформлено в ближайшее время, то возникает серьезная опасность исключения многих наших биосферных резерватов из Всемирной сети. По нашему мнению, законодательная поддержка для обеспечения охраны и нормального функционирования нужна не только биосферным резерватам, но и другим природным участкам международной значимости на территории России (Всемирное наследие, Рамсарские угодья и др.). Мы очень надеемся, что при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО работа по подготовке отдельного законодательного акта для таких участков международной значимости будет проведена в самое ближайшее время.
В начале своего выступления я отметил необходимость укрепления межведомственного взаимодействия при выполнении Программы МАБ. При поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО в этом году планируется принципиальное обновление состава Российского комитета МАБ, и уже подготовлено новое положение о Комитете МАБ с учетом тех изменений, которые произошли в структуре Программы МАБ за последние годы, и мы ждем решения Президиума РАН по данному вопросу. Эти решения важны для улучшения работы Российского комитета МАБ в ближайшие годы. Основное внимание нужно уделить подготовке российской делегации к юбилейной конференции и 23-й сессии МКС МАБ в Дрездене, чтобы наилучшим образом представить всем странам – участницам Программы МАБ наши реальные действия по улучшению взаимоотношений человека с биосферой. В этом плане уже есть положительный опыт, когда вместе с Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО в 2007 году в Ханты-Мансийске была проведена Общероссийская научно-практическая конференция, на которой были рассмотрены самые различные аспекты деятельности биосферных резерватов в нашей стране и был подготовлен проект Стратегии развития национальной сети до 2020 года, которую, к сожалению, пока не удалось утвердить. Серия постеров, которые представили члены российской делегации (21 человек) на Мадридском конгрессе, получила высокую оценку Секретариата МАБ/ЮНЕСКО. Предложение, провести аналогичную конференцию перед юбилейными мероприятиями в Дрездене, было направлено в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, но пока соответствующего решения не принято.
Если в поправках к Федеральному закону об ООПТ (1995 г.), которые сейчас по представлению Министерства природных ресурсов и экологии РФ рассматриваются в Госдуме, не будет включен соответствующий раздел, уточняющий как должны функционировать биосферные резерваты, то мы не видим никаких шансов на утверждение предложенной Стратегии и дальнейшего сохранения многих наших биосферных резерватов во Всемирной сети, о чем Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО уже направляла соответствующие письма в Министерство природных ресурсов и экологии РФ и в Госдуму. В этой связи важно, что на 22-й сессии МКС МАБ Секретариат МАБ/ЮНЕСКО представил модельный закон по биосферным резерватам, основные положения которого рекомендовано включить в национальные законодательства. Наши партнеры в странах СНГ, как показали проведенные по инициативе Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве семинары по Программе МАБ в 2010 году в БР «Смоленское Поозерье» и в 2011 году в г. Смоленске и г. Витебске, отнеслись к этому предложению ЮНЕСКО со всей серьезностью и собираются укреплять свои национальные сети биосферных резерватов. При этом получили высокую оценку усилия Российского комитета МАБ по обеспечению устойчивого развития биосферных резерватов в пределах бассейна реки Волги, охватывающего 39 субъектов Российской Федерации, а также наши предложения по расширению сотрудничества между биосферными резерватами и кафедрами ЮНЕСКО для улучшения экологического образования в соответствии с задачами Декады ООН по образованию для устойчивого развития. Совершенно очевидно, что для решения этих задач даже для одного Волжского бассейна необходимо взаимодействие биосферных резерватов с разными министерствами (в первую очередь, с Министерством экономического развития и Министерством регионального развития) и местными администрациями.
С учетом вышесказанного можно предположить, что после международной конференции и 23-й сессии МКС МАБ в Германии в адрес Российской Федерации будут высказаны новые замечания о невыполнении Севильской стратегии и Мадридского плана действий для биосферных резерватов. Очень бы хотелось, чтобы в год 40-летнего юбилея Программы МАБ в нашей стране были приняты соответствующие решения в поддержку этой программы, и был отмечен многолетний вклад большого числа ее участников, которые все эти годы выполняли те или иные проекты МАБ фактически на добровольных началах.
Завершая свое краткое выступление, хочу обратить Ваше внимание на то, что с деятельностью РК МАБ можно ознакомиться на сайтах Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО в Москве, а также по тем материалам, которые были изданы в последние годы, и отчету РК МАБ за 2010 г., представленному в Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО и Президиум РАН.
adidas calabasas cream factory san jose menu - GZ3194 - adidas Ultra Boost 2021 White Multicolor | Off-White x Air Jordan 1 NRG UNC The Ten — Resist Game